Штрафы для людей за курение в «неположенных» местах конские – от 500 до 3000 рублей. Но что делать, если вас штрафуют в месте, где нет четко обозначенных знаков запрета? Например, на вокзале станции Егоршино? Это может выйти боком и владельцам «неположенных» мест – для юрлиц ответственность за отсутствие правильных запрещающих знаков – штраф до 60 тыс. рублей…
О чем речь?
Федеральный закон № 15-ФЗ 2013 года вводит ряд определений чисто юридического формата:
курение табака – использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;
потребление табака – курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;
никотинсодержащая продукция – изделия, которые содержат никотин или его производные, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских);
никотинсодержащая жидкость – любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина;
потребление никотинсодержащей продукции – сосание, жевание, нюханье никотинсодержащих изделий либо вдыхание никотинсодержащего аэрозоля, пара, получаемых путем их нагревания при помощи устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
безникотиновая жидкость – любая жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.
КоАП РФ (ст. 6.24) предусматривает административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на/в следующих территориях, помещениях и объектах (ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ от 2013 года):
– на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры и спорта;
– на территориях и в помещениях медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных учреждений;
– и других мест, которых больше десятка
Практически везде в общественных местах курить нельзя!
Место “Х” – станция Егоршино
Картинка на станции Егоршино. Наверно, тоже наблюдали?
Привокзальная площадь.
Пришел поезд из Екатеринбурга. Уставший от трехчасовой поездки гражданский люд берет штурмом маломерную маршрутку, припарковавшуюся прямо у входа в вокзал.
Двое мужчин, пережидая столпотворение и отойдя от скопления пассажиров к единственной урне, спокойно закуривают сигареты.
Закончив курить, погасив сигареты и выкинув их в урну, подходят к маршрутке и пытаются в неё сесть.
Но, не тут-то было.
Откуда-то появившиеся сотрудники линейного отдела полиции в форме препровождают этих мужчин в вокзал, пояснив, что эти двое совершили административное правонарушение: курили ближе, чем в 15 метрах от входа в железнодорожный вокзал.
Из протокола УТУ 21 №889ХХХ от ХХ.08.2024:
Фабула дела :
«ХХ.08.2024 в 00:00 гр-н ФИО курил сигареты ХХ (марка) на расстоянии 10 м от входа в ж/д вокзал ст. Егоршино г. Артемовский, ул. Октябрьская,19, со стороны привокзальной площади, чем нарушил установленный Ф.З. № 15 от 23.02.13 (п. 4 ч. 1 ст. 12) запрет курения табака на открытом воздухе на расстоянии менее, чем 15 м от входов в вокзал, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.24 КоАП РФ».
Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности:
«Курил у ж/д вокзала, т.к. нет запрещающего знака, и не знал о 15 метрах».
К протоколу прилагается:
«прот. о доставке, прот л/д, схема, 2 объяснения, рапорт»
Написано от руки на типографском бланке, вручена копия протокола под копирку.
Рассказывает один из нарушителей – «герой» протокола:
«Никто меня никуда не доставлял и не досматривал. Попросили пройти – прошел за полицейскими, попросили паспорт и пачку сигарет как предмет правонарушения – отдал. Сумку не проверяли, никаких объяснений, кроме протокольного, не писал. Ни рапорт, ни схему не видел. Схему не подписывал и что за схема – понятия не имею. Место, где я стоял никак не зафиксировано, как отсчитали 10 метров от входа в вокзал – не известно, при нас (нас таких нарушителей двое было) ничего не измеряли. Лично я думаю, что 15 метров от входа все-таки было, ради интереса измерил бы сам, но не до того было, итак при оформлении протокола слишком много времени потерял. Копию протокола мне вручили, но кто его составил неизвестно, в «шапке» протокола, где должны быть указаны должность, специальное звание, подразделение, фамилия и инициалы должностного лица – пусто, а подпись внизу неразборчива. В постановлении от того же числа указано должностное лицо, рассмотревшее протокол, суть административного правонарушения изложена также как в протоколе, никаких смягчающих и отягчающих обстоятельств не выявлено. Мое объяснение о том, что запрещающего курить знака не было, в постановлении не отражено и оценка ему не дана. Меня на рассмотрение протокола никто никуда не вызывал. Какие представленные материалы исследованы, какие участники процесса заслушаны – тоже неизвестно и непонятно, но решение принято: штраф 500 рублей и точка. С оплатой штрафа тоже интересно получилось. В полиции сказали – ждите постановление, придет по почте, там все будет указано, куда, как и сколько штраф платить. Месяц ждал. Ничего. Зашел на Госуслуги, там висит штраф в 500 рублей, что за штраф – не понятно, постановления нет. Заплатил. Еще месяц прошел. Письмо заказное. Сходил, получил. Оказалось, постановление. Вынесено в день составления протокола. Два месяца где-то гуляло. Чего ждали? Чтобы не обжаловал, так получается. А смысл спорить-то? Я, конечно, понимаю: нарушил – отвечай. Ответил. Но, все-таки, какие-то знаки, что в этом месте с единственной урной курить запрещается, должны же быть? В Екатеринбурге на вокзале такие знаки есть и всё понятно, где на привокзальной площади курить можно, а где – нельзя. А у нас таких знаков ни на привокзальной площади, ни на платформе я что-то ни одного не видел. Может, плохо смотрел…»
На вопрос нашего корреспондента, сделал ли он какие-то выводы из случившегося, нарушитель общественного порядка ответил:
«Честно пытался бросить эту вредную привычку, но не получается. Сейчас на вокзале ухожу курить в сквер, так спокойнее».
Курение – зло…
С этим не поспоришь.
Исследуемый нами Федеральный закон № 15-ФЗ издан в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Граждане России имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма, а также – веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, и они же (граждане) имеют право на охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Это закон, который нарушать никому не дано.
… но
Федеральный закон № 15-ФЗ затрагивает разные сферы жизнедеятельности, связанные с потреблением табака, и, конечно же, не сводится исключительно и именно к запретам для граждан.
Например, ч. 5 ст. 12 закона устанавливает следующие правила:
Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов.
Требования к знаку и порядок его размещения во исполнение указанного Федерального Закона определены Министерством здравоохранения Российской Федерации в приказе № 129-н от 20.02.2021, т.е. более трех лет назад.
Знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов выполняется в виде цветографического изображения в форме круга с каймой красного цвета, диаметром не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Сверху – изображающие дым волнистые линии. Сигарету пересекает красная поперечная полоса, выполненная под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом Знака (сигаретой).
Так записано в приказе Минздрава РФ, действующего на всей территории страны.
Вот такой получается знак диаметром 20 см:
Такой знак, по закону и по логике, должен обозначать место у входа и в наш ж/д вокзал, где курить запрещено.
Не заметить его было бы просто невозможно.
Если бы он был.
И если бы такой знак висел недалеко от урны на привокзальной площади, то вряд ли бы нашлись бы желающие на этом месте «подымить».
И, соответственно, нарушений закона бы не было, и штрафовать было бы некого.
Если запрещающий курение знак отсутствует, то как быть?
Граждан даже при отсутствии знака о запрете курения – штрафуют. Это факт.
А по закону такой знак должен быть. Тоже – факт (требование закона).
И что?
Значит, если применена ст. 6.24 КоАП РФ для граждан, то, по-справедливости, должна быть применена и ст. 6.25 КоАП РФ к тому юридическому лицу или должностному лицу, который этот запрещающий знак не установил.
А иначе получается перекос: для гражданина невыполнение требований Федерального закона №15-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 12) чревато штрафными санкциями, а юридическому лицу (в данном случае – железнодорожному вокзалу) невыполнение требований того же Федерального закона (ч. 5 ст. 12) прощается.
Существует ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ:
Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, обозначающему территории, здания и объекты, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов запрещено, и к порядку его размещения – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 60 тысяч рублей.
Судебная практика обжалования постановлений о привлечении юрлиц и их руководителей к административной ответственности по ст. 6.25 КоАП РФ, конечно же, имеется, но очень и очень небольшая. Видимо, организации и учреждения к подобной ответственности привлекают не часто и не очень охотно. Хотя, вот например, в Тверской области имеется прецедент, когда за отсутствие одного знака о запрете курения в общественном месте к административной ответственности местным Роспотребнадзором были привлечены и оштрафованы сразу два субъекта: и само юридическое лицо и его директор, и суд признал оба штрафа законными.
За и против
Мы «ЗА» борьбу с курением.
Мы «ЗА» благоприятную окружающую среду без табачного дыма.
Но мы «ПРОТИВ» неисполнения Закона о запрете курения.
Мы «ПРОТИВ» того, что ответственность за нарушение одного и того же Федерального закона № 15-ФЗ для одних наступает неминуемо (для граждан, дымящих в «неположенных» местах), а для других не наступает вовсе (для собственников и владельцев тех самых «неположенных» мест, не установивших запрещающих курение знаков и/или надлежащим образом не определивших и не оборудовавших специальные места для курения).
А если всё-таки проверить надлежащее исполнение Федерального закона № 15-ФЗ от 23.02.2013 на железнодорожном вокзале станции Егоршино, конкретно – в части наличия или отсутствия признаков административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.25 КоАП РФ?